Живопись — это творение жизни во всех ее проявлениях. Живописцы переносят зрительные образы, мысли, чувства, состояния посредством нанесения красок на основу. Современное искусство включает также изображения, выполненные с помощью цифровых технологий, хотя берет свое начало в глубокой древности, в эпоху первобытного общества, на стенах пещер.
Физиологически люди мало чем отличаются от животных и даже состоят с ними в одних и тех же систематических группах. Самое главное, что приобрел человек за все время эволюции — это ВООБРАЖЕНИЕ. Именно благодаря воображению мы стали так отличаться от всего животного мира, смогли преобразовать то, что нас окружает, запечатлеть, украсить.
Первобытные люди изображали на стенах пещер то, что они видели вокруг, то, чего они боялись, то, к чему стремились. Например, изображая и рассматривая различные этапы охоты, древний человек воодушевлялся перед боем, учился, перенимал технику, а рисуя прирученных животных, любовался своими достижениями, радовался стабильности в пропитании, благодарил природу за возможность жить под ее защитой и покровительством. Живопись была для наших далеких предков источником самовыражения, связи друг с другом, попыткой закрепиться в зачастую враждебном мире.
Трудно сказать, что побудило древнего человека начать изображать окружающий его мир. Возможно, рисуя все то, что его волнует, он становился увереннее, а, может быть, это был хороший способ обучать своих соплеменников приемам выживания. Что же изменилось с течением времени? Почему до сих пор человек берется за кисть? Зачем ему, окруженному столькими достижениями науки и техники, рисовать? Причины значительно не изменились. Здесь и стремление к самовыражению, и возможность поделиться информацией.
Живопись — это след самой жизни, который может оставить не только человек, но и сама природа, частью которой он является, и время. Человек неутомимо придумывает все новые и новые способы для создания и сохранения своего следа в истории планеты.
Живопись успешно выполняет глобальные функции — познавательную, эстетическую, религиозную, идеологическую, документальную, социально-воспитательную, философскую. Она посредством цвета, который в силу психологических факторов воздействия и восприятия сам по себе является носителем идеи, позволяет решать ряд морально-нравственных, исторических, образовательных и других вопросов. Не случайно современная живопись столь многогранна и непредсказуема. Ближайшие десятилетия ознаменовались разнообразием новых течений и направлений в искусстве, каждое из которых отражало общественные, научные и философские изменения своего времени. Это и абстрактный экспрессионизм 50-х, с его огромными полотнами, большими кистями и полнейшим выбросом эмоций благодаря свободным каплям краски, и сменивший его поп-арт 60-х, ориентированный на новую образность, создаваемую средствами массовой информации, и фотореализм, собирающий свои художественные объекты с помощью камеры и фотографий.
Следующие десятилетия подарили человечеству граффити, неогеометрический концептуализм, тоизм, веб-искусство, софт-арт, стрит-арт и многое другое. Но какое бы направление не выбрал человек для своего творчества, он и сегодня, и завтра будет брать в руки средство для рисования, чтобы запечатлеть мир именно таким, каким видит его только он, ведь взгляд каждого из нас на все окружающее уникален, ценен и неповторим.
Художники снова и снова будут проводниками в мир чувств и фантазий. Они будут пропускать через себя все важное, волнующее и значимое, и творить, чтобы показать людям глубину человеческих чувств, чтобы возвышать, исцелять, останавливать время, оставлять свой след в истории человечества — свою живопись.
Елена Лысова,
художник-живописец,
член Национального
союза художников Украины
Персональный сайт:
www.lysov-art.ru
Экспозиция и продажа работ в Белгороде:
www.стилист-про.рф