— Татьяна, как давно Вы в своей профессии?
— В практической психологии я всего 10 лет. Раньше мне казалось, что 10 лет следует озвучивать с «уже». Но сейчас понимаю, это так мало.
— Ваша работа похожа на рутину или это творчество?
— Творчество! Создавать тренинги, семинары, состояние клиента, обратившегося ко мне за помощью — это всегда творчество. Представьте, у человека в любой момент времени есть набор чувств, ощущений и мыслей. Даже во сне. Именно они формируют наше состояние. Умение обрести себя — мастерство, которое постигается всю жизнь. А если чувства и мысли МОИ, то кому, как ни мне, создавать из них желаемый результат. Можно менять мысли, изменяя чувства, и наоборот. Выбор есть всегда.
— Как Вам удается совмещать работу и семью?
— Именно благодаря семье и удается. Родные и близкие любят меня, а любовь в нашей семье — это искренняя заинтересованность в развитии любимого человека. Это взаимно. Мы поддерживаем друг друга. Мне удалось организовать свою профессиональную деятельность таким образом, чтобы всегда была возможность управлять временем, при необходимости переносить мероприятия, работать вместе с детьми. Они скоро наизусть будут знать мои тренинги и семинары.
— Бывает ли так, что человек приходит с проблемой и рассказывает Вам о том, что у Вас самой вызывает трудности?
— Наблюдать за своими реакциями в процессе оказания психологической помощи — важный аспект деятельности. Если проблема клиента вызывает сильный отклик и волнение, стоит уделить этому особое внимание. Существует риск перенести свои проблемы на клиента. Такие ситуации возникают и со мной. Для этого существует «супервизор» — психолог для психолога. «Не навреди» (дословно: «прежде всего — не навреди») — старейший принцип не только медицинской этики.
— Всем людям нужен психолог?
— Не знаю. Это у каждого надо спрашивать. На мой взгляд, всем. Пока уровень психологической культуры нашего общества не позволяет воспринимать ситуацию обращения к психологу нормой жизни. Но мы развиваемся! Всему свое время.
— Как человеку понять, что ему нужен психолог, существуют ли какие-то «маяки»?
— У каждого человека свои критерии. Для одних невозможность самостоятельно разобраться в трудной ситуации — уже «маяк». Для других таким сигналом может стать только «петух, который клюнул». Кто-то умудряется установить причины того, куда он клюнул и как сильно… Все индивидуально.
Я рекомендую не затягивать. Как только от проблемы в голове начинает страдать все тело, значит петух уже клюет.
Главный «маяк» — желание меняться. Люди, пришедшие на консультацию без мотивации (как правило, их приводят уговорами или под страхом «наказания» в ультимативной форме), чаще всего не могут принять на себя ответственность за существование проблем и их последующее решение. Должна быть готовность меняться самому, а не желание менять других. Я могу помочь лишь тому, кто сам пришел. У меня нет волшебной таблетки. Ее нет ни у кого, потому что ее вообще не существует.
— Приходится ли Вам готовиться к консультации?
— Иногда есть необходимость уточнить информацию относительно проявлений того или иного расстройств. Помощь коллег тоже крайне важна. Рада, что у меня есть возможность общаться с компетентными специалистами и обмениваться опытом.
На самом деле подготовка к консультации происходит всегда. Настраиваю себя на состояние, которое я называю «когда тихо внутри». Только так смогу услышать другого человека и помочь ему найти решение.
— Что бы Вы пожелали тем, у кого есть ощущение «все, я так больше не могу»?
— Ответить на вопрос: «А КАК я хочу, и что я для этого сделал?». Это ВАША проблема, и ответственность за ее решение (и нерешение) тоже ВАША. Желаю смелости меняться и, если необходимо, найти СВОЕГО психолога!