Жизнь показывает, что время кризиса — самое удачное для внедрения изменений. В спокойное для бизнеса время, когда продажи более-менее налажены и клиенты покупают, мы не утруждаем себя «ненужными» расчетами. Но вот наступает «время Х», и мы понимаем, что продажи покатились вниз и надо срочно что-то менять.  
  
 
  
 Читаем апрельские заголовки газет: 
  
 
  
 
    - «Российский авторынок за год сократится на четверть»;
- «Билет в один конец. Около тысячи российских туроператоров сегодня покинут рынок»;
- «Деловая активность в России снижается с ускорением. Предприниматели отмечают падение заказов и занятости»;
- «Продажи новостроек сократятся в два раза. Спад в строительной отрасли потянет за собой другие сектора российской экономики».
 Именно сейчас собственники, генеральные директора, руководители отделов продаж все чаще стали задавать себе вопросы: что делать, чтобы удержать продажи компании от падения? Как остановить падение, если оно уже началось? С чем конкретно в моем бизнесе это связано? 
  
 Зададим встречный вопрос — а Вы знаете, из чего конкретно складывается Ваша прибыль? 
  
 
  
 
  
Давайте начнем сначала
 Что такое прибыль? Читаем в Википедии: 
«Прибыль — положительная разница между суммарными доходами от реализации товаров и услуг и затратами на производство или приобретение, хранение, транспортировку, сбыт этих товаров и услуг.» 
  
 
  
 А если проще, то: 
  
 
 
    
   Прибыль = Объем продаж * Маржа  
  
 
  
 Как увеличить прибыль? Ответ прост: увеличением ее составляющих. 
  
 
  
 И если с маржой все более–менее понятно (увеличиваем цену, снижаем себестоимость), то как увеличивать объем продаж? Посмотрим более детально, из чего он складывается: 
  
 
  
 
Объем продаж = Потенциальные клиенты (Leads) * Конверсия * Средний чек * Частота покупок. 
  
 
  
 Как вы думаете, кто способен принести Вам больше денег — лояльный (уже покупавший у Вас) клиент или «холодный»? Первоочередная генерация лидов оправдывает себя в единственном случае — если у Вас стартующий бизнес. Все! В остальных случаях просто необходимо сначала начать работу с уже существующей базой клиентов. 
  
 А что мы имеем на практике? Предприниматель понимает, что с продажами надо что-то делать, выбирает из множества рекламных каналов подходящие для себя по цене или другим критериям и идет в рекламное агентство. Внимание! Ни одно рекламное агентство не посоветует Вам повернуться назад и начать активную работу с уже существующими клиентами. Вам же лучше сначала залатать существующие дыры. 
  
 С чего же начать? 
  
 
  
 
  
Начинаем качественную работу с существующей клиентской базой
 Способ 1. 
Увеличиваем конверсию (превращаем потенциальных клиентов в реальных): 
  
 – налаживаем сбор контактов (если это еще не делалось). Мотивируем посетителя на заполнение анкеты — выдаем дисконтные/накопительные карты, даем бонусы, скидки и пр.; 
  
 – работаем с клиентской базой. Регулярно (!!!) касаемся клиента. Все помнят, что для совершения продажи необходимо минимум 7 касаний клиента, но не все это делают. Сколько у Вас дисконтных карт, получив которые, о Вас и не вспомнили? 
  
 – собираем отзывы. Это прекрасный инструмент для повышения лояльности к Вашей компании. Вешаем отзывы в рамочках в торговом зале, размещаем на главной странице сайта и пр. Не забываем замотивировать клиента дать отзыв после покупки; 
  
 – сегментируем клиентов. Всегда есть те, кому надо почти бесплатно, кто ищет соотношение цена-качество, кому надо срочно, и те, кто привык покупать самое дорогое. Формируем предложение для каждой категории клиентов. Надо доставить мебель сразу же после покупки? Конечно! Но доставка с наценкой 20%. Надо дешевле, чем всем? Не вопрос! Но с самовывозом со склада в Белгородском районе; 
  
 – даем гарантию возврата денег за товар или услугу. Это мощнейший инструмент, превращающий потенциальных клиентов 
  
 в реальных. Почему-то им мало кто пользуется. 
  
 
  
 
Способ 2. Повышаем средний чек: 
  
 – регулярно организуем и проводим акции для каждого сегмента клиентской базы: «Купи три вещи, получи четвертую в подарок». «Специальная скидка в честь Дня Победы». Акция «Товар дня» (хорошо работает в рознице); 
  
 – даем бонусы при выполнении определенного условия: «Купи две мультиварки и получи зонтик в подарок»; 
  
 – используем прием «магнит сверху». Ставим пороги, при достижении которых клиент получит дополнительное «нечто». Это часто используют сети: при покупке на определенную сумму клиент получает наклейку (все купили себе ножи Томас?), купон или сниженную цену; 
  
 – применяем методику сверхдорогого продукта. Наличие дорогого товара всегда повышает продажи более дешевого; 
  
 – используем прием Up-Sell (мотивируем купить более дорогой товар, купить больше). Например, после лечения зуба у стоматолога: «Прямо сейчас услуга по удалению зубного налета со скидкой 50%». Или: «При покупке холодильника, стиральной машины и посудомоечной машины — микроволновка в подарок»; 
  
 – применяем прием Cross-Sell (мотивируем покупателя приобрести дополнительные товары или услуги). Например, в интернет-магазинах: «С этим товаром обычно покупают…». 
  
 
  
 
Способ 3. Увеличиваем частоту покупок: 
  
 – «будим» спящих клиентов (находим для них хороший информационный повод совершить повторную покупку); 
  
 – работаем с картой постоянного клиента, дисконтной картой (постоянное информирование о новинках, акциях и пр.); 
  
 – не забываем про акции, купоны на последующую покупку и т.п. 
  
 
  
 Только после выполнения вышеуказанных задач, когда мы отработали три первых способа, можем позволить себе заняться генерацией потенциальных клиентов (Leads). 
  
 
  
 
Способ 4. У
величиваем поток клиентов: 
  
 – обзаводимся Front-end продуктом. Помните! Реклама привлекательного бесплатного или условно-бесплатного товара или услуги резко увеличивает число обращений; 
  
 – стимулируем клиентов давать рекомендации тем, кому еще может быть полезен наш товар или услуга; 
  
 – грамотно строим свою рекламу: предложение, от которого невозможно отказаться + ограничение по времени, количеству, цене + призыв к действию. 
  
 
  
 Применяя вышеуказанные четыре способа, вы сможете с легкостью не только удержать продажи от падения, но и повысить их. И главное, что хочется сказать в заключение — начинайте действовать! Пробуйте, ошибайтесь, оптимизируйте, внедряйте! 
  
 И у Вас все получится.