adv-1.png

Художественная ценность портрета

Расскажу Вам небольшую историю… 20 лет назад, на одной выставке, где висел мой портрет — портрет маленькой девочки, подошел к моему отцу, Александру Ивановичу Лысову, коллекционер и слезно стал уговаривать продать работу за «любые деньги». Время было тяжелое, но портрет отец не продал. Сейчас я понимаю, почему он так поступил! В портрет вложена вся душа художника, все чувства, любовь и переживания! Это не просто изображение, напечатанное на холсте или бумаге, это энергия, сила, память и семейная ценность!

Являясь не только культурным, но и духовным наследием, самостоятельный жанр портретной живописи воплощает вечное стремление людей искусства материальными средствами запечатлеть область чувств, отражающую внутреннюю Вселенную человека. Художественная ценность портрета в интуитивном узнавании внутреннего мира личности. С другой стороны, верно и то, что пока не обнаружено чисто формальное сходство, мы не можем назвать картину портретом.
  Перед художником стоит сложная задача: созданный образ должен одновременно передавать и внешнее сходство, и выражать внутреннюю суть человека, иногда прикрытую социальными нормами и внутренними комплексами. Настоящий портрет созвучен тайным душевным струнам и сокровенным мыслям модели. Решая творческую задачу, живописец может частично отказаться от поверхностной похожести, но от внутренней тождественности образу — никогда.
  Насколько важно сходство при заказе портрета маслом на холсте?
  Сумма отдельных характерных черт лица и телосложения рождает индивидуальность каждого человека. По ним мы распознаем, кто изображен на портрете, и по ним определяем, насколько портрет похож на оригинал. Фотоснимок с непогрешимой точностью передает реальность. И если бы единственной целью написания портрета было достижение сходства, то с изобретением фотографии портретный жанр безвозвратно бы исчез из изобразительного искусства.
  Портрет маслом на холсте не должен быть еще одной статичной копией в масляной технике. Его основное отличие в том и заключается, что живопись не застывает в настоящем моменте! В хорошем образе чувствуется временная динамика: у модели есть память о прошлом и мысли о будущем. Соответственно, характер раскрывается глубже, и художник может представить на суд заказчика не только тождественность облика, но и произведение искусства. Когда в портрете начинают искать только формальное сходство, само изображение обесценивается. Поиск внешнего сходства не должен превращаться в очную ставку между картиной и внешними данными натуры.

Елена Лысова,
художник-живописец,
член Национального союза художников Украины


Персональный сайт: 
www.lysov-art.ru
Экспозиция и продажа работ в Белгороде:
www.стилист-про.рф


adv-1.png
Заказать обратный звонок
Задать вопрос
Защита от автоматического заполнения
CAPTCHA