Странствия заморские диковинны и необычны, но не менее интересны края родные, русские.
Прожив в Москве уже два года, мы, не оставили свою страсть к путешествиям, благо в столице есть что посмотреть и чему удивиться. Начиная с 90-х я бывал в Москве наверное каждый месяц, но каждая минута чаще всего была расписана между встречами и отгрузками, какие уж тут достопримечательности… А посмотреть тут есть что, особенно, если еще и почитать историю повнимательней, то будет совсем интересно.
Например, Новодевичий монастырь. Из официальных источников: монастырь заложен князем Василием III в честь взятия Смоленска.
Вот только Смоленск взяли в 1514-м, а монастырь основали в 1524-м, спустя десять лет, однако. Если копнуть чуть глубже, то можно прочитать следующее: Василий, собираясь в поход на Смоленск, решил помолиться «на дорожку». Просил он помощи и обещал в случае победы построить храм во славу Господа. Победы-то он добился, вот только про обещание забыл. Вспомнил только спустя 10 лет, когда, прожив со своей избранницей 20 лет, решил развестись. Решение о разводе было поддержано боярской думой, но не нашло поддержки среди церковных иерархов. Выступавшие против расторжения брака служители церкви были сосланы, подвергнуты пыткам, а одному «разговорчивому» дьякону вырвали язык. Даже митрополит впервые в русской истории был лишен сана.
В 1523 году получив одобрение от «хорошего» митрополита Даниила Василий III развелся с Соломонией. А так как после развода царь получал свободу, а жена в лучшем случае постриг, то как раз для этой цели вспомнили про десятилетнее обещание. Заложили в 1524 году монастырь. Соломония, как могла, противилась постригу и даже растоптала монашеское одеяние. Один из ближайших советников Василия III не только «выразил ей резкое порицание», но и ударил ее бичом. Добавил к этому, что пострижение производится по воле государя, и выбор у нее невелик — либо в божью обитель, либо сразу к Богу. Жена смирилась со своей участью.
В начале следующего (1525-го) года великий князь женился на юной Елене Глинской, дочери литовского князя Василия Львовича Глинского, от этого брака родился сынок Иванушка, прозванный позже в народе Грозным.
Подобный развод с насильственной ссылкой жены в монастырь оказался беспрецедентным в истории Руси, но лиха беда начало, и за первым подобным случаем в следующих поколениях Рюриковичей и Романовых последовали и другие.
При Иване Грозном в Новодевичий монастырь «поселились» его ближайшие родственницы, и за обителью закрепился статус придворной. 30 апреля 1564 года в монастыре приняла монашеский постриг с именем Александра княгиня Иулиания, вдова великого князя Юрия Васильевича, младшего брата Ивана Грозного. Княгиня жила в собственных особых кельях с домовой церковью, содержала штат придворных, владела погребами, ледниками и поварнями, но неосторожно выразила сострадание во время опричного террора, за что и была утоплена по приказу царя в реке. В 1582 году в монастыре поселяется царевна Елена Ивановна Шереметева, вдова сына Ивана Грозного — царевича Ивана Ивановича, того, которого отец «нечаянно» убил.
В январе 1598 года, на девятый день после смерти мужа — царя Федора I Иоанновича — из Кремля в монастырь переселяется его вдова — царица Ирина Федоровна Годунова, являющаяся в то время единственной наследницей престола. Ее уход в монастырь был равносилен отречению, но монастырь на несколько месяцев становится резиденцией главы государства: царица-инокиня продолжает принимать доклады бояр и подписывать указы.
Вместе с ней за стенами монастыря укрывается и ее брат – Борис Годунов. Трижды на Девичье поле приходили бояре и народ под предводительством святителя Иова просить Годунова на царство. 22 февраля 1598 года они его все-таки уговорили — сколько можно прятаться в женской обители. Во время царствования Бориса Годунова Новодевичий монастырь пользовался его особым расположением, для вдовствующей инокини-царевны были построены обширные кельи, названные Ирининскими палатами, с трапезной и домовой церковью во имя Иоанна Предтечи. Желая превратить монастырь в крепость-заставу, Годунов возвел каменные стены с зубцами, бойницами, галереями и множеством башен.
В конце XVI – начале XVII века в монастыре проживали 122 старицы, из которых 20 были княгинями и боярынями знатных фамилий: Мещерские, Пронские, Шереметевы, Вельяминовы, Ростовские, Плещеевы, Охлебинины, Беклемищевы, причем всем насельницам выплачивалось содержание из царской казны.
Новодевичьему монастырю довелось быть свидетелем многих исторических событий. Вторая половина XVII века и особенно время правления царевны Софьи Алексеевны (1682 – 1689) стали для монастыря временем наивысшего расцвета. Монастырь становится летней загородной резиденцией правительницы. В это время окончательно сформировался его архитектурный ансамбль, который полностью сохранился до нашего времени. Участие царевны Софьи в борьбе за царский престол привело к тому, что Новодевичий монастырь стал местом ее ссылки. Царь Петр оказался сильнее. После стрелецкого заговора 1698 г. Софья Алексеевна была пострижена здесь в монашество, заточена в круглую башню, а помощники в стрелецком бунте были повешены перед ее окнами. Она скончалась в монастыре в 1704 году.
Не знаю почему, но у народа есть поверье, что, прислонив к стене башни ладошки, можно попросить о чем-то самом сокровенном и сбудется. Мы тоже приложили, попросили, не сбылось…
Про советскую историю монастыря рассказывать грустно — после «отмены» Бога в 1917-м его превратили в музей «раскрепощения женщины». В кельях расселили передовиков производства, а более 2000 надгробий выдающихся людей государства российского свалили в угол, около стены, чтобы расчистить место под огороды новых жильцов.Некоторые памятники сейчас снова заняли свое место, но большинство так и свалено в углу.
Чем является этот монастырь? Святым местом, местом дворцовых интриг или музеем-архитектурным памятником? Всем сразу, нашей историей, ведь она, как известно, пишется не только чернилами.
Алексей Киселев
полная версия статьи:
http://alec220.livejournal.com